Влияние мультфильма «Свинка Пеппа» на детей: оцениваем негативные и положительные моменты

Британский мультсериал «Свинка Пеппа» популярен во всём мире. Он переведён на 40 языков, транслируется почти в 200 странах, включая Россию (здесь его показывает государственный детский канал «Карусель»).

Мультик рассказывает о семье свинок: это Пеппа (главная героиня), её родители (мама Свинка и папа Свин) и младший брат Джордж. Помимо этого, здесь фигурирует множество других персонажей (такие же свинки и другие животные).

Между тем психологи МГУ включили анимацию в нашумевший перечень мультфильмов, которые нежелательно демонстрировать детям (наряду с «Том и Джерри», «Миньоны», «Монстр Хай», «Губка Боб — Квадратные штаны» и пр.). По мнению некоторых специалистов и родителей, «Свинка Пеппа» способствует формированию у ребёнка различных нежелательных качеств. В связи с этим в анимации выделяют ряд негативных моментов.

Призыв не стесняться грязи

Это звучит уже с первой серии под названием «Лужи»: Пеппа идёт на прогулку и прыгает по лужам. Мама Свинка не объясняет ей, что лезть в грязь нехорошо, а просто советует надеть резиновые сапоги. Затем к Пеппе присоединяется младший брат. В конце серии всё семейство свинок весело прыгает по лужам и хохочет.

Мультфильм осуждается за то, что он призывает не стесняться грязи

Кто-то может возразить, что мультфильм про свиней, для которых вполне естественно купаться в грязи. Однако персонажи наделены человеческими качествами, выполняют самые разные социальные роли, свойственные людям: носят одежду, ездят на автомобилях, ходят на работу и пр. В связи с этим маленький зритель не будет разграничивать анимацию и действительность, может начать подражать любимым героям, их линии поведения. Особенно это свойственно малышам до трёх лет: в этой возрастной группе шансы копирования того, что дети видят на экране, удваиваются.

Здесь для сравнения уместно вспомнить советский мультик про поросёнка Чуню, который очень расстраивался, когда ему приписывали неряшливость, или знаменитое стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»: «Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха. / Про такого говорят: он плохой, неряха».

Видео: «Чуня» (1968)

Персонажи «Свинка Пеппа» тянутся к грязи постоянно. К примеру, в одной из серии под названием «Духи» Пеппа хочет создать собственные духи из цветов. Но этот аромат всем кажется отвратительным, а вот когда братец Джордж зачерпывает грязь из лужи, запах уже вызывает восторг. В другой серии всё семейство дружно рыгает за обеденным столом.

«Тупой хохот»

Каждая серия «Свинка Пеппа» длится около пяти минут, но за это время может демонстрироваться несколько эпизодов со смехом, зачастую глупым и неуместным. Это программирует маленьких зрителей. Сегодня часто встречаются дети, которые ведут себя слишком шумно, несдержанно, буквально каждые несколько минут начинают громко хохотать (порой истерически) без всякого повода. Такое поведение — результат подражания популярным мультяшным героям.

В анимации демонстрируется очень много смеха, часто глупого и неуместного, и многие дети начинают подражать героям — громко хохочут без повода

Вседозволенность в воспитании детей

Детям в «Свинка Пеппа» позволено буквально всё. Они могут непрерывно баловаться, обзывать взрослых, брать без спроса их вещи и даже портить их, допоздна не спать, устраивать истерику в магазине.

Яркий пример — серия, где Пеппа и Джордж отказываются делать уборку в своей комнате. Мама и папа отреагировали на это совсем непедагогично — просто подкупили детей. Когда же вознаграждение оказалось в руках у юных свинок, они снова учинили беспорядок.

Взрослые же, в свою очередь, не делают ребятам замечаний, не читают нотаций, а, наоборот, часто потакают такому поведению, сами ведут себя по-детски. Недаром в финале каждой второй серии все персонажи дружно падают на пол, дёргают руками-ногами и опять-таки хохочут.

В анимации дискредитируется образ отца

Практически в каждой серии британского мультфильма высмеивается глава семейства — папа Свин. Он показан типичным неудачником: периодически падает, где-то застревает, вызывая насмешки окружающих. Всё выглядит так, будто домочадцы папу Свина не уважают. Например, Пеппа открыто называет его глупым, недотёпой, попрекает за лишний вес. Мама при этом никак не реагирует на поведение дочки.

Специалисты полагают, что в анимации дискредитируется образ отца

Кстати, Пеппа аналогично относится и к младшему брату — часто подшучивает, издевается над ним. Такое поведение опять-таки никто в семье не пресекает, оно вызывает только смех.

Искажение образов животных

Персонажи «Свинка Пеппа» весьма своеобразны — плоские, будто вырезанные из цветной бумаги (2D графика). У всех свинок (членов семьи) странная голова — с длинным носом, расположенным ближе ко лбу, чем ко рту. Такие герои могут исказить адекватное представление о животных у ребёнка. Ведь та же Пеппа совсем не похожа на поросёнка: хотя она розовая и хрюкает, но выглядит как странный неведомый зверёк.

Многим взрослым персонажи мультика кажутся неэстетичными. Зачастую трудно определить, какими животными они являются. Это восприятие дополняется примитивностью лексики героев.

Специалисты полагают, что неэстетичные персонажи «Свинка Пеппа» искажают у ребёнка представление о животных

Видеообзор негативных моментов мультфильма «Свинка Пеппа»

Папа Свин — образец хорошего родителя.

Приветствую!
Не так давно в блогах вышла заметка «Почему они убивают?», в комментариях которой некоторые сплетницы делились своими историями взаимоотношений с родителями.

Грустными историями, в которых родители позволяли себе распускать руки, унижать и проявлять другие виды агрессии. Истории перерастали в обсуждения, финалом которых нередко становился вопрос: почему дети, знающие что такое физическое и психологическое насилие, вырастают и ведут себя со своими детьми точно также?

Ведь они на своей шкуре прочувствовали, каково это!

Причем здесь Папа Свин, спросите вы?

При том, что именно этот персонаж детского мультика помог мне переосмыслить усвоенные в детстве шаблоны поведения и научиться конструктивно реагировать на поведение своих и чужих детей.

Я, как им многие дети моего поколения, воспитывалась по шаблонам, которые базировались на игнорировании своих интересов и эмоций, чувстве долга и замалчивании проблем.

Уже во взрослом возрасте я поняла, насколько трудно мне принять решение, если вопрос поставлен в определениях «нравится/не нравится», а не «надо/может подождать».

– ешь, что дают, пока не съешь из-за стола не выйдешь!
– мало ли, что ты хочешь! Сказано «надо!» – значит надо!

– закрой рот, тебя не спрашивали!

– вечно ты не слушаешь/поперек делаешь!

и подобные им прописываются в голове и работают всю жизнь как программа, если не перепрограммировать себя на другие реакции.

Собственно здесь и кроется ответ на поставленный выше вопрос «почему дети, знающие что такое физическое и психологическое насилие, вырастают и ведут себя со своими детьми точно так же?»

Потому что у них сформировались определенные установки и реакции на типовые ситуации.

И чем более типовая ситуация, тем сложнее искоренить связанную с ней установку.

Как бы я не страдала от травмирующего поведения родителей, в своих взаимоотношениях с детьми я использовала те же интонации и фразы, которые пугали меня, когда я была маленькой.

Проблема еще в том, что сесть проанализировать свои реакции в повседневных бытовых ситуациях попросту нет времени. Особенно, когда на женщине лежит и маленький ребенок, и быт, и работа. Тут бы с ума не сойти!

Отчасти поэтому поведение Папы Свина стало для меня откровением: проблему в моих реакциях на поведение ребенка я осознавала, но как их перепрограммировать еще не поняла.

Две сцены из мультика Свинка Пеппа.

Ситуация первая: Пеппа и ее друзья катаются на велосипедах в саду Пеппы. В саду растет большая тыква, которая очень дорога Папе Свину. Он не единожды предупреждает детей, чтобы они не приближались к тыкве и не повредили растение.

Пеппа только что научилась кататься на двухколесном велосипеде, она радостно едет с горки, отвлекается на друзей, которых обгоняет и… (далее диалог)

Папа Свин: Пеппа, осторожно, тыква!

Диктор: Пеппа не смотрит куда едет

Пеппа: А-а-а-а-а. (летит в тыкву и разбивает ее)

Диктор: Ну, вот! Пеппа упала прямо на папину тыкву!

Пеппа: (виновато) Прости, что испортила твою тыкву, папа…

Папа Свин: Ничего страшного. Главное, что ты не ушиблась. Всегда нужно смотреть куда едешь.

Пеппа: Обещаю тебе, папа.

Папа Свин: Ну что же, раз тыква разбилась, приготовим из нее пирог!

Папа Свин не демонстрирует ни раздражения, ни злости. Он не упрекает Пеппу, более того, он акцентирует внимание на том, что здоровье и безопасность Пеппы гораздо важнее, чем испорченная тыква.

Кто из вас может похвастаться таким самообладанием и взрослым отношением к ситуации?
И что приходит на ум, случись подобное с вами?

Полагаю, у многих прошивка выдает следующие реакции:

– ну я же просила!
– куда ты вечно лезешь?

– сколько можно повторять, чтобы ты понял/а?

Т.е. демонстрация недовольства, навязывание ребенку чувства вины и раздражение.

Ситуация вторая. Родители отпускают Пеппу и ее брата Джорджа попрыгать по лужам. Дети возвращаются с прогулки грязные и мокрые.

Папа Свин: Посмотрите на себя!

Пеппа и Джордж: Ой…

Папа Свин: Ничего, это просто грязь.

После обеда вся семья свиней идет прыгать по лужам. Папа Свин падает в грязь.

Мама Свинка: Папа Свин, ты весь грязный.

Пеппа: Это только грязь.

Опять никто никого не обвиняет, не стыдит и не оскорбляет. Грязь можно отмыть и Пеппа усвоила этот правильный шаблон, что видно во втором диалоге. Своим маленьким детям она будет говорить тоже самое.

На своем опыте могу сказать, что осознать проблему и даже найти ее решение — полдела.

Самое сложно перепрограммировать себя на новые реакции.

Когда мой мелкий убегал от меня и, например, падал, я буквально тормозила себя, чтобы не начать привычное «я же говорила. » и вынимала из памяти правильное «ты не ушибся?»

Со временем ребенок начал заранее информировать «я не ушибся, все в порядке, мам!», что также тормозило мою старую неверную реакцию на происходящее.

Было не просто, однако оно того стоит. Сейчас я уже не могу вспомнить некоторые свои негативные реакции, потому что они прочно замещены новыми.

И взаимоотношения с ребенком выстраиваются в совершенно другом формате. Они более доверительные и честные.

Ну а Папа Свин останется для меня эталоном поведения конструктивного взрослого.

P.S. Я намеренно не затрагивала вопрос физического насилия в семье, т. к. здесь опытом Папы Свина, скорее всего, проблему не решить. Хотя принцип остается тем же — осмысление и перепрограммирование реакций.

Не «ребенок меня довел», а «я не справляюсь со своими эмоциями».

Ответственность несет тот, кто старше и сильнее.

Оставьте свой голос:

Подпишись на наш дайджест

TOP 5

Пока нам не добавили смысла, насладитесь тупым

#Спасибосплетникузаэто

Актуалочка (мемы со смыслом)

На позитиве 🙂

Образы дня. Наши, по одной фото

  1. Амели 3229635
  2. WantedGirl 2173634
  3. elena_dokuchaewa 1522919

Все пользователи

  1. katyanochek 365856
  2. Lizbeth 744918
  3. arizonadream 467975
  4. Skarletty 1189586

Список и правила

Комментарии Скрыть комментарии

а если ребенок не в тыкву врезался, а выкатился на самокате на дорогу под машины, то тоже надо говорить: ты не ушибся? вполне возможно, что папу Свина некому будет слушать.

как в вашем тексте решается вопрос того, чтобы дети придерживались реально нужных правил, которые помогут сохранить им жизнь и здоровье?

Buenos_Dias, держите ребёнка за руку через дорогу, Вы – родитель, а не наблюдатель

Atmosphere, до пенсии за ручку водить? А может все таки объяснить, что и как?

zaza__azcenazi, не до пенсии, смотрите по ребёнку

zaza__azcenazi, а объяснять, несомненно, надо – и папа Свин так и делает. В случае опасных дел – потом сесть и разобрать

zaza__azcenazi, лучше обучаться постоянно и повышать свою грамотность, а не вот этот ваше тупорылое: “до пенсии за ручку водить”.
Ребёнка постоянно надо обучать, а не ‘объяснить, что и как”

zaza__azcenazi, зачем до пенсии? до совершеннолетия на контроле, а там дальше сам за себя. как делают в Европе например.

gusi-lebedi, ну автор поста считает, что контроль как раз таки абсолютно не нужен.
Разбил тыкву – сделай пирог.
Иначе авторитарный родитель и вооооот такая травма

zaza__azcenazi, не знаю я не заметила что автор пропагандирует «Бог дал дитя Бог взял» или «выходи Аладдин и живи дальше как хочешь» Суть поста в том чтобы не пилить мозги унижая ребенка, чтобы не было скрытого абъюза. Вспомните себя как вы росли, вы тоже слушались с первого раза и не ломали ничего. Дети часто недооценивают риски и это нормально они маленькие, очень часто бывает детям в одно ухо влетит а в другое вылетит.

gusi-lebedi, а я об этом и не говорила, где вы у меня такое увидели?
Приосаниться захотелось? Добре

zaza__azcenazi, ой ой началось :))))

zaza__azcenazi, вы не правы. Автор поста хотел сказать что есть проблемы которые не стоят негативных эмоций. Часто дети что- то в доме роняют, разбивают, пачкают, хоть ты как птица- говорун 100500 раз просил не трогать/ не прыгать/ не толкать. Об этом речь. Спокойно реагировать на ситуацию. Не срывать на детях свои эмоции. Дети- это просто дети, это их природа познавать новое.

zaza__azcenazi, Лена, правила допожного движения предполагают переход дороги с ребенком, держа его за руку.

jshelq, я знаю. Но до какого возраста? До Вуза? Я объясняю ребенку как нужно правильно переходить , а вы нет?

Atmosphere, и как вы себе это представляете? Мой ребенок сто раз услышал, что, пожалуйста, не уезжай на велосипеде от меня, там машины, дороги и всё такое. И как только она села, она просто рванула, я бежала следом, что-то там орала, но она укатила и всё. я бегала по всему своему району и спрашивала + не видели ли они девочку на белом велосипеде. Район окружён дорогами, все под горкой, она бы вылетела и всё. я поседела за эти полчаса, пока ее искала. и да,когда нашла, я по инерции со слезами начала орать, просто орать истерически и села на землю и расплакалась. я не папа свин и мне все равно. И да, я объясняла миллион раз про дороги и всё такое.
Девочки, никто не идеален. Вы не сможете всегда держать ребенка за руку. Все вычитывают за бардак или лень. Никто не может , кроме психоаналитика, который получает за это деньги, часами сидеть и читать лекции.
И, честно скажу, ситуация с тыквой ненормальна, когда ребенок не понимает, что мама или папа чем-то дорожат, что-то любят, чем-то интересуются, кроме ребенка. И то, что папа или мама для ребенка – некие предметы, интересы которых не нужно учитывать, это ненормально. Сегодня тыква, завтра дом, деньги и все остальное. К тому же, любой ребенок должен понимать, что мир устроен по неким правилам. Например, на пляже нельзя становиться чужой тёте на голову, потому что это неправильно, тётя тоже отдыхает. А в самолёте не нужно стучать ногами по спинке соседа напротив – дядя хочет спать. Но, думаю, у папы свина вырастет дочка, которая не то, что на голову тёте станет, она просто не поймет, что есть другие люди, которым что-то там плохо или некомфортно. Ей не объяснили.

Anita0,
Как я вас понимаю и вам сочувствую!

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: